Режиссер: Сергей Глезин
Роли озвучивали: Валерий Соловьев, Анна Геллер, Олег Куликович, Лия Медведева, Сергей Маковецкий, Константин Бронзит, Дмитрий Быковский, Дмитрий Высоцкий и другие.
Стареющая Шамаханская ведьма добывает секрет вечной молодости: нужно взять слезы тысячи красавиц, полить ими волшебное дерево и съесть его волшебные плоды. Вроде бы всё схвачено, однако где же раздобыть столько слёз? Своих красавиц царица уже извела, поэтому решено отправиться за Киевским князем, чтобы женить его на себе и повелевать русскими крестьянками. Кстати, с женитьбой проблем нет – царица магическим образом влюбляет в себя всех подряд. Зато важную проблему образуют три богатыря земли русской – Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, которые по наводке коня Цезаря отправляются в Шамаханское царство выручать князя из беды.
Очередное полнометражное возвращение студии «Мельница» (бывший «Пилот») «Три богатыря и Шамаханская царица» в прошедшие новогодние праздники скрасило досуг миллионов неунывающих зрителей. Неунывающих – потому что вера в российский кинопром пока жива разве что по отношению к мультипликации, и самый большой вклад в это вносит именно «Мельница»: теперь уже тетралогия о приключениях богатырей из русских былин стала счастливым билетом в мир лучших мультиков всех времен.
Необычный подход к сценарию, графике и хитросплетение реалий X и XXI веков – главное достояние серии о богатырях. Здесь говорящая лошадь проводит инвентаризацию библиотеки, а Илья Муромец натирает полотенцем тарелки. Киевский князь мается от безделия, а журналистка пишет про деревню Осколково (никак не замаскированная ссылка на мифический город-компьютер). Даже Змей Горыныч подрабатывает китайским драконом при монастыре. Всё, что так безвкусно выглядело в позапрошлогодней «Книге мастеров», уже который раз блистает в «богатырской» серии, что наводит на мысль, что нормальный продукт у нас можно только нарисовать, и никакие сотрудничества со студией Уолта Диснея таких результатов не принесут.
Однако есть у «... Шамаханской царицы» небольшой, но весьма заметный недостаток: скромный хронометраж в 75 минут, который не способен вместить некоторую эпичность, присущую предыдущим частям. К тому же, каждая секунда действия отработана настолько четко и напичкана таким количеством здоровых и уместных шуток, что отведенное сказке время пролетает слишком быстро, чтобы можно было насладиться ею в полной мере. Не чувствуется и размах действия: никаких тебе вражеских войск, только ворона с волшебными перьями, вместо традиционно былинного антигероя – всего лишь коварная дама, вроде бы не такая кровожадная, какой могла бы быть.
Еще одна мелочь, скатанная на этот раз с зарубежных франшиз – та часть картины, где богатыри зверски страдают от жён: их заставляют клеить обои в цветочек, носить воду, в общем, всячески принуждают заниматься всяким небогатырским. Эта мини-тема никакого развития в дальнейшем не получает, в связи с чем возникает справедливый вопрос, для чего ее сюда запихали? Детвору, может, припугнуть...
Всё же от главной традиции намекать через сказку «Мельница» не отошла: умеренный кусочек нравоучений еще никому не помешал. Ключевая мысль: «Кто первый богатырь на Руси?» – «Мы!» иллюстрирует дюжину умных поговорок и работает эффективнее: в нежном возрасте смотреть полнометражные мультфильмы по мотивам былин интереснее, чем подглядывать в сборник русских пословиц и изо всех сил пытаться их вписать в современную сумасшедшую жизнь.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».