Режиссер: Брэд Бёрд
В ролях: Том Круз, Пола Пэттон, Саймон Пегг, Джереми Реннер, Владимир Машков и другие.
Когда в шпионских боевиках заканчиваются мысли, продюсеры устремляют взор на восток, где среди сугробов и медведей расположился угрюмый Москоу-сити, своим колоритом не уступающий никакой другой экзотической (по меркам американца) стране. Здесь усатые генералы практикуют неуставные угрозы в адрес мелких чинов, а бойцы ФСБ ничем не отличаются от бандитов и вольны расчехлить «калаши» хоть на Красной площади. Из трех гигантов шпионского кино «Миссия невыполнима» обзавелась «русской темой» достаточно недавно – с премьерой четвертой части «Протокол Фантом». Однако уже показала класс: водку никто не пьет, всё прибрано, Машков-Сидоров очень органичен возле суперзвездуна Круза и намекает таинственным прищуром на молодого Гармаша, а взорванный Кремль – как минимум актуально. Ну а плохой английский – это ведь лучше, чем никакой русский.
Речь в «Протоколе...» пойдет о потенциальном ядерном террористе Хендриксе, который, заручившись книжками Ницше и Гитлера о том, что выживает только сильнейший, намеревается утащить из впоследствии подорванного Кремля ядерный чемоданчик, раздобыть к нему коды и взорвать всё к чертовой матери. В курсе кризиса – только команда «Миссия невыполнима», но она потеряла поддержку правительства и небезосновательно обвиняется в кремлевском инциденте. Пока хорошие парни, плохие парни и русские парни бегают наперегонки и соревнуются в том, кто кого перешпионит, Итан Хант переживает последствия какой-то темной румынской истории и присматривается к фальшивому аналитику Брэнту, который достался ему в наследство от убитого министра.
«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» целиком выстроен из напряженных сцен, сужающих зрачки и другие части тела: один подъем на рукавицах Человека-паука по башне Бурдж-Халифа свидетельствует о том, что Абрамс и друзья задумали четвертую часть исключительно для веселья – минимум занудства, максимум трюкачества. Снял всё это великолепие обладатель аж двух Оскаров за лучший анимационный фильм – режиссер «Рататуя» и «Суперсемейки» Брэд Бёрд. А снялся там, да еще и выступил в качестве продюсера (то есть дал денег) сайентолог Том Круз, своим прилежным поведением во всех четырех частях умаляющий свои неоднозначные религиозные предпочтения. По этим трем именам вполне можно прикинуть масштабы разрушений.
Также в списке хэдлайнеров находится Саймон Пегг, возлюбленный Абрамса со времен третьей «Миссии» и «Стар Трека» – он демонстрирует недюжие комические таланты – и повелитель бури и прочих стихий Джереми Реннер, чье присутствие автоматически заносит картину в топ фееричных боевиков всех времен. Реннер выступает в роли громоотвода: пока предприимчивый зритель по четвертому кругу наблюдает за одними теми же лицами, главная задача создателей – неожиданно подсунуть в привычный борщ что-то новенькое, но обязательно знакомое и практически родное. Так вот Реннер, который сейчас пользуется невероятным успехом на передовой, подходит сюда как нельзя лучше, и смотрится висящим на брюках на 700-метровой высоте едва ли не эффектней, чем Круз.
Добавьте сюда сочную бабскую драку, голографическую простыню, шутку про Уран, которую не стоит здесь приводить целиком, и высокий профессиональный уровень исполнения вообще всего, что есть в картине, – и перед нами очевидный победитель прокатной недели. Собственно, как и все боевики такого размаха, но – с бантиками в виде положительного подтекста и высокой плотности фантастических задач.
Вероятно, поэтому на фоне вторых, третьих, четвертых частей знаменитых франшиз, которыми кишел уходящий год, «Протокол Фантом» выглядит самым вменяемым: повернув историю Итана Ханта от «кроличьей лапки» куда-то в сторону, Абрамс, Бёрд и Круз не травят зрителя разговорами, не разбазариваются на мелочи и, не теряя «центровых», обрастают новыми партнерами. Это всё, что требуется от старых историй. И еще прототип BMW. Да, без прототипа – никуда.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».