Режиссер: Эндрю Стэнтон
В ролях: Тейлор Китч, Линн Коллинз, Саманта Мортон, Уиллем Дефо, Томас Хейден Чёрч, Марк Стронг и другие.
Джон Картер, разочаровавшийся в людях после Гражданской войны, где сражался на стороне конфедератов и не видел ничего, кроме бессмысленного насилия, ступает на скользкую дорожку в погоне за золотом. Опираясь на местные легенды и время от времени удирая от федерального маршала, которому не терпится завербовать героя на очередную войну, Картер находит свою пещеру, и даже находит в ней золото, однако в следующую секунду оказывается среди безжизненной пустыни где-то на краю света. Там его обнаруживают четырехрукие аборигены, которые как бы намекают на то, что неплохо бы повоевать за выживание их расы. Всерьез обеспокоенный этими нескромными просьбами, Картер намеревается бежать, но временно откладывает эту мысль по двум причинам: во-первых, он не знает, где находится и кто все эти люди, во-вторых, ему в руки падает местная краснокожая принцесса.
История экранизации «марсианской серии» Эдгара Берроуза тянется аж с 1931 года, когда писателю впервые намекнули на крайнюю фотогеничность Барсума. Следующие 80 лет сценарий терпел сотни рук и умов, а список заинтересованных в экранизации содержит такие имена, как Лукас, Родригес, Земекис и Фавро. Если первый грязно надёргал из «Картера» мыслишки для своего собственного небезызвестного проекта, а второй и третий намеревались возложить творение Берроуза на алтарь компьютерных технологий, Фавро предложил наиболее приемлемую концепцию съемок: больше натуры, минимум зеленого экрана, максимальное соответствие букве автора. Именно в таком виде его наконец выпустила студия Disney под чутким руководством Эндрю Стэнтона, режиссера «ВАЛЛ'И».
Результат двухлетней кропотливой работы без использования громких актеров и без спекуляций на 3D-формате переоценить очень сложно: Берроуз с первой книгой серии «Принцесса Марса» в нереально далеком 1917 году положил начало особой культуре, которую потрошили ради создания почти всех эпиков последнего десятилетия. «Джон Картер» не только показывает идеальные пропорции детектива и драмы, фантастики и боевика, сюжета и спецэффектов, но и может похвастаться идеальной для своей истории техникой съемки. Придраться не к чему, не считая странного посвящения, которое звучит уже после финальных титров – Стив Джобс, конечно, неплохой дядька был, но в какой он состоял связи с берроузовским Барсумом – неизвестно.
Исключая непосредственную заслугу писателя по части содержания, качество прочего укладывается в емкую цифру $250 000 000. Никаких красителей и отдушек: «Джон Картер» – чистый продукт, не испорченный Николасом Кейджем, не заваленный пластиковыми инопланетянами, не преисполненный героизма и не стремящийся к сказочности. Только здесь могут свободно сосуществовать Америка конца 19 века с апачи, револьверами, цилиндрами и прочими элементами стим-панка, присущими авантюристам, и архаичный Марс, где вопреки уникальным технологиям процветает фронтир, где аборигены в набедренных повязках стреляют из лазерных пушек и верят в магию. Главный же фокус тем не менее остается за Картером, и основан он на скучном факте, что Марс меньше Земли. А марсианские собаки – вообще отдельный сонет.
Впрочем, петь можно до Второго пришествия. После зимы с ее чередой достаточно унылых картин «Джон Картер» достойно начинает эпичный 2012-й, который продолжится уже 29 марта выходом сиквела «Битвы титанов». И раз уж на эту провальную по всем пунктам античность решились вложить с боем отобранные у зрителя деньги, за судьбу продолжения «Картера» можно быть спокойным. В конце концов, опыт экранизации семи книг у Голливуда уже имеется. Значит, смогут и одиннадцать.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».