Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс, Логан Маршалл-Грин и другие.
В 2089 году доктора археологии Элизабет Шоу и Чарльз Холловей, по совместительству то ли супруги, то ли любовники, обнаруживают доказательство того, что у человека есть Создатель, постоянно проживающий в далекой звездной системе. С находкой пара обращается в корпорацию «Вейланд», занимающуюся освоением дальнего космоса. Четыре года спустя экспедиция к Создателям таки долетает до пункта назначения: на борту «Прометея» – 17 человек, включая наших докторов, и андроид Дэвид, который изо всех сил старается что-то скрывать. С момента приземления у героев начинаются лютые неприятности с обнаруженной в древних бункерах черной жижей, трупами Создателей, скверными погодными условиями и тайными экспериментами.
«Прометей» изрядно постаревшего, но не утратившего режиссерской осанки Ридли Скотта, вопреки предсказаниям почетного титула «Премьера года», рискует собрать вокруг себя одинаковые по своему величию толпы поклонников и злопыхателей. Поводов отругать и выпороть старика достаточно на приличный триллер, а начать скептики могут уже с третьей минуты картины, где загадочный мосластый монах бросается в земные водопады, чтобы положить начало жизни на нашей планете (дарвинисты пьют корвалол и протирают запотевшие очки). Еще можно распинать Рапас за то, что она никак не вписалась в понятия фанатов о новой Рипли, хотя и пытается ею быть, судя по количеству кровавых происшествий с ее участием. Докапываются до сценария, до безликого персонажа Шарлиз Терон, отсутствия сверкающих бластеров, скупой реализации экшен-сцен; особо упоротые пытаются изобличить Скотта в старческих душевных заболеваниях, а его брата, выступившего продюсером, – в злостном пособничестве этому голливудскому недоразумению.
Что тут сказать? Да, чертовы поборники теории заговора Гильдии сценаристов, вы правы. Элизабет Шоу – не Рипли, Мэредит – кукла, Скотт страдает от комплекса бога, а герой Фассбендера – молодец и спас весь этот «Прометей», снятый для оболваненных фанатов канонического «Чужого» 1979 года выпуска на налоги простого американского фермера.
Только Скотт, за всю свою жизнь, кстати, не снявший ни одной посредственности, не обещал образцовый фарш и Рапас с бензопилой наперевес. В первую очередь «Прометей» ориентируется на олдскул фантастики вроде «Соляриса», «Космической одиссеи» и того же первого «Чужого», где процветает недосказанность и блаженный монохром неисхоженных планет и непонятной физики. При глубокой мысли относительно принятой художественной вселенной, корявые моменты, придирчиво расцененные армией скептически настроенных зрителей как вопиющие недоработки и списанные на недостаток средств и фантазии, – явление вполне нормальное. Ничего, например, подозрительного в сцене с самовольной операцией на брюшной полости не нужно искать: допустим, что так надо и такое возможно. Всё равно ничего подробней не расскажут.
В своих ошибках Скотт последователен: в один момент понимаешь, что подмечать огрехи уже не весело, это здорово мешает воспринимать картину в целом и каждую сюжетную ветвь в отдельности. Это печально: «Прометей» действительно демонстрирует высокий класс по визуальной части, при том, что большая часть трюков снималась в реальных декорациях – а это чего-то да стоит. Еще кое-чего стоят неподъемные вопросы, рефреном проходящие от титров до титров: истинна ли вера, кто мы и какое имеем право, сколько стоит правда и куда приводит ложь, где черное, где белое и куда делся тот навигатор, который отличает одно от другого.
На роль новейшей космической оперы «Прометей» не годится, а Скотт, судя по всему, и не покушался на подобный статус, хоть и постарался соблюсти все правила, по которым эти самые оперы пишутся. Как самостоятельная история, картина шагает дальше заявленного «показать зарождение ксеноморфизма»: открывая завесу над давними тайнами, благополучно схороненными жанром боевика, которым ограничивались создатели третьего и четвертого «Чужого», «Прометей» подкидывает в фанатский котел новые, не менее забористые секреты, которые предлагается уже либо додумать самостоятельно, либо понадеяться на сиквел. Искать в этом изяществе технические ошибки – значит лишить себя удовольствия от просмотра действительно неглупой, неплоской, неоднозначной фантастики, какую берутся снимать, и тем более спонсировать, немногие.
Просто откройте рот и приготовьтесь не дышать. Остальное «Прометей» сделает сам.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».