Режиссер: Райан Джонсон
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант, Пол Дано, Джефф Дэниелс и другие.
Райан Джонсон – режиссер с хорошим будущим: после драмы-лабиринта «Кирпич», плутовской комедии «Братья Блум» и работы с сериалом «Во все тяжкие» сомневаться в его талантах не приходится. И своё хорошее будущее он умеет классно подать: в этот уик-энд на больших экранах – фантастический боевик «Петля времени», про то, как присказка «живи и дай жить другим» может потерять всякий смысл.
Итак, 2044 год: мегаполис, на улицах которого убивают просто так, социальный беспредел, грязища, мафиозные кланы, все поголовно владеют телекинезом, машину времени еще не изобрели, но через тридцать лет изобретут. Главный герой Джо – так называемый лупер: он убивает присланных из будущего жертв и избавляется от тел, а в свободное от работы время упарывается наркотиками и ходит по бабам. Жизнь почти удалась, пока к Джо не постучали. Измазанный слезами и соплями друг и коллега Джо рассказывает герою, как к нему прислали его самого и что он не смог убить этого чинного мужа, и теперь охота ведется на них обоих. Сначала Джо прячет парня в подсобке, но после разговора с начальством все-таки сдает друга. А на следующий день узнает в будущей жертве себя самого.
Замешкавшись, Джо оказывается на лопатках, а Старый Джо – в бегах. Когда герои встречаются, обнаруживается правда о будущем, где какой-то Шаман, прибравший к рукам весь город, «замыкает лупы», убирая неплохих, в общем-то, парней одного за другим. Цель Старого Джо – найти этого Шамана десятилетним и хладнокровно пристрелить; цель нашего Джо – сделать всё по регламенту, то есть выследить жертву и убить. Поиски приводят героев на ферму, где нервная мать-одиночка с богатым прошлым воспитывает сына.
В общем, путаница та еще: Джонсон намешал два времени так искусно, что без бутылки не разберешься. Подсказку дает уже название картины, намекая, что зритель будет иметь дело с временной петлей, где множество вселенных с уникальными сценариями ходят по кругу, пока кого-нибудь не осенит. Такая тематика еще недостаточно погрызена сценаристами, чтобы был риск повториться, и при этом дает огромные возможности – если, конечно, поработать. И Джонсон поработал.
Для начала, он подобрал отличный фон: ненавязчивый дизель-панк, который подразумевает всякие ништяки, летающие на двигателях внутреннего сгорания, мушкеты какой-то невообразимой физики, блестящие тачки, прозрачные панели телефонов. Однако это не предполагает каких-то ультрафутуристичных перестроек, с чем «Петлю времени» можно поздравить: мир будущего отлично вписывается в один из возможных вариантов становления нашего с вами мира, а это жирный плюс.
Потом он вплел в этот фон неожиданно удачный тандем Гордона-Левитта и Уиллиса. Поскольку они играют одного и того же человека, с первым пришлось поработать. Грим обнаруживается как-то сразу, но по-настоящему «мини-Уиллис» угадывается по повадкам и мимике, которые Гордон-Левитт натужно давит из себя, демонстрируя исключительную подкованность в ранней фильмографии господина Джона Маклейна. И, знаете, попадает в яблочко: вот этими своими жирными бровями и мужицкой переносицей, неподражаемой ухмылкой и некоторой лоховатостью в вопросах взаимоотношений с женщинами. Эмили Блант тоже не подкачала: ее типаж отлично вписывается в умную фантастику, это еще со времен «Меняющих реальность» было понятно, ну а здесь сам бог велел присутствовать.
Вот с этим набором Джонсон реализует историю, достойную пера какого-нибудь знаменосного Нолана, который тоже не прочь «поиграть шрифтом» в пространстве и времени за сто миллионов долларов. При этом сюжет только кажется сложным: немудрено, когда под ногами путается целая куча действующих лиц, некоторые из которых представлены дважды… Но в этом бардаке наступает момент, когда всё складывается по полочкам, когда всё становится ясно, видно предназначение каждой детали, и молчать создателям дальше уже нет смысла. А Джонсон и не молчит. Он дает ситуации развиваться свободно, как в каком-нибудь реалити-шоу, чтобы посмотреть, взлетит или нет.
Такие моменты – мерило хорошей фантастики: если режиссеру удается всё свести к подобной точке, значит проект стоит своих вложений, и недовольным уйдет редкий зритель.
Но что действительно важно, это история не о технологиях или каких-то удивительных достижениях. В пример книжной классике, «Петля времени» – история о человеке, про его выбор, про последствия выбора и про крест, который приходится тащить в одиночку.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».