Режиссер: Роман Прыгунов
В ролях: Данила Козловский, Артем Михалков, Михаил Ефремов, Мария Андреева, Артур Смольянинов, Мария Кожевникова и другие.
Снимать экранизации книг – дело заведомо неблагодарное. Особенно когда речь идет о популярной книге, ставшей для многих своеобразным зеркалом, в котором отражается наша сегодняшняя жизнь. Так было с пелевинским «Generation П», так может стать и с минаевским «Духless», экранизация которого стала одной из киноновинок этой недели. Читатель, имеющий свое видение отдельно взятой книги, в большинстве случаев будет недоволен.
Оставим в стороне отношение читателей к роману: одни вполне справедливо считают книгу культовой, другие плюются и говорят «бред». Лучше посмотрим, что удалось отснять съемочной группе во главе с режиссером Романом Прыгуновым.
Создатели фильма перенесли события из 2004 года в наши дни, заодно серьезно переработав сюжет и содержание одноименного романа. У главного героя появилось имя – теперь его зовут Максим Андреев, который из коммерческого директора филиала компании-производителя консервированной кукурузы превратился в одного из топ-менеджеров филиала французского банка.
Днем Максим зашибает кучу бабла в окружении офисного планктона, до которого ему и дотрагиваться как-то стремно. Ночью наш герой тратит заработанное бабло на кокс, выпивку и баб. Наутро Макс достает свежий костюм из багажника «бэхи» и вновь спешит в офис.
Жизнь Максима, в общем-то, на этом и заканчивается – заработать-потратить-заработать еще больше. Но за шестизначными бонусами паренек как-то забывает, что в жизни бывает что-то еще, кроме клубов, наркотиков и случайных связей. Ему не до этого: у него этой ночью еще много дел.
О существовании какой-то другой жизни Максим даже не подозревает. Ну в самом деле: вот же мы, папарацци следят за каждым нашим шагом, мы кросавчеги, а все остальные – такая пыль и перхоть, на которую даже внимание обращать не стоит.
Вот Максим и не обращает, хотя клубную богему ненавидит от всей души. Не обращает ровно до того момента, пока красавица-студентка и экологическая активистка Юля не врывается в пафосный ресторан и не заливает ведром краски («Шиншиллы – тоже люди!») очередную попсовую певичку, которую снял на этот вечер наш герой.
В отличие от книги, где Юля вообще непонятно зачем существовала, в фильме девушка уже присутствует как личность. Познакомившись с ней и стаей ее товарищей-революционеров, Максим постепенно начинает открывать для себя новый мир, не имеющий ничего общего с банковской рутиной и загульными ночами.
Этот фильм вовсе не о любви или ненависти, как кому-то могло бы показаться. Создатели сняли картину о вечных (или не очень?) ценностях – деньгах, доверии, дружбе и простом человеческом счастье, которое можно найти даже там, где его не ищешь. Максим-таки находит свое место в этом мире, но не в бизнесе и не в революции.
История получилась одновременно серьезной, смешной, пошлой и нецензурной. По крайней мере, я не могу припомнить ни одного фильма, в котором главный герой полторы минуты бегал бы по офису и орал одно лишь слово «б**!!!». Ну, а выкинутая из машины поп-звезда разражается такой тирадой, которой позавидовал бы любой грузчик. Так что, если от слова «х**» вы падаете в обморок, лучше выбрать другое кино для просмотра.
Всем остальным стоит обратить внимание на тот факт, что фильм получился очень стильным, хотя и с некоторыми ограничениями. Титры в начале фильма, хоть и не блещут свежестью идей, но весьма органично смотрятся в кадре. Очень грамотно подобранный саундтрек, за исключением клубного умц-умц-умц, иной хипстер назвал бы «атмосферным». Единственное, к чему не удается прицепиться – это качество картинки, работа оператора и актерская игра: почти все герои показаны достаточно убедительно, хотя исполнитель главной роли Данила Козловский порой забывается.
«Духless» слишком актуален для сегодняшнего дня. Одна смесь Бэтмена с Путиным чего стоит, не говоря уже о баррикадах на улицах Москвы. И все же немногие рискнут поставить этому фильму заслуженное, на наш взгляд, «пять». «Духless» получился неоднозначным, и этот фильм будут ругать за многое: за попрание образа народного лидера, трехэтажный мат, откровенность некоторых сцен, экстремистские намеки и так далее. Собственно, скандалы вокруг фильма и так начались: уже в день премьеры нашлись добры молодцы, потребовавшие у Минкульта отобрать у «Духless» прокатное удостоверение. И хотя шансы на подобный исход событий невелики, фильм все же стоит посмотреть. Он явно вышел лучше своего книжного первоисточника.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».