Режиссер: Тим Бёртон
Роли озвучивали: Чарли Тахэн, Кэтрин О’Хара, Мартин Шорт, Мартин Ландау, Вайнона Райдер и другие.
Казалось бы, сколько шедевров можно наснимать в короткий срок, в общей эстетике, практически всегда – с одним и тем же актерским составом, в тандеме с одним и тем же композитором и, прости господи, сценаристом? В чем Бёртон преуспел – так это в исключительной верности своему пониманию сказочного. Особенно это чувствуется в его мультипликаторских работах, где уже необязательно мудрить с сюжетом, но подурачиться со смертью, главной музой сумасшедшего режиссера, можно по-крупному. Примеров тому – вагон и маленькая тележка, к которым в этот уик-энд присоединяется полнометражный кукольный «Франкенвини».
Картина частично дублирует сюжет и локации своего одноименного короткометражного предшественника, из-за которого Бёртон был когда-то уволен из «Диснея». Депрессивный мальчик Виктор находит радость и утешение в жизни от двух вещей: своего пса Спарки и штудирования естественнонаучной литературы. Если со вторым у Виктора всё складывается как нельзя лучше, с первым случается трагедия: пёс попадает под колёса автомобиля. Немного погоревав, Виктор под покровом ночи выкапывает своего друга из могилки, обматывает проводами и подставляет под молнию. Как и положено, пёсик оживает – за незначительными изменениями вроде отваливающихся конечностей, – однако бегает, прыгает и радуется пуще прежнего. Проблемы у всего городка начинаются, когда Спарки, бывший герой некрологов, начинает бодро разгуливать по улицам, вызывая ярость, зависть и недопонимание у одноклассников Виктора.
Мультфильм блещет целой россыпью достоинств: небольшим хронометражом, яркими персонажами, недетскими поворотами и доброй концовкой, достойной места в Палате мер и весов. А поскольку мы имеем дело с куклами, стоит помнить, что «Франкенвини» – результат титанического труда десятков аниматоров, которые двигали фигурки по 24 раза ради одной секунды мультика. Такими зверскими методами явно не будут снимать заурядные сказки про принцесс и драконов, подобный подход требователен к сценарию, а Бёртон, как известно, породистый рассказчик. Иногда, правда, склонен выпрыгивать из-за угла, делать страшное выражение лица и издавать зловещее «Уууу», но это – мелочи.
Правда, в таких мелочах и прячется дьявол. Огромное количество умиляющих деталей – главное достоинство «Франкенвини». Это намеренная непропорциональность в изображении отдельных героев: гигантские глаза владелицы мистера Вискерса, которая имеет привычку тыкать в одноклассников его какашками; пугающая челюсть учителя физики, который мечтает препарировать детишек с целью изучения мозга; пивной живот мэра города, в который мог бы поместиться этот самый город. Аутентичные болты в шее Спарки, служащие контактами для подзарядки. Надпись «Goodbye, Kitty» на надгробии на кладбище домашних животных. Да даже имена главных героев – и те кричат о том, что с городком что-то не в порядке (Франкенштейн, Ван Хельсинг и всё такое).
Прибавьте к этому воистину животрепещущую проблематику: отмена уроков физики в пользу охоты на ведьм (противники реформ среднего образования ликуют), важность тяги к экспериментам и вообще роль науки в обществе. Бёртон не просто взял старый сюжет, чтобы утешиться: он его мастерски «осовременил», оживил, позволил быть истории такой, какой ее хотели бы видеть подросшие поклонники.
И в кои-то веки – без Деппа. За него нынче – собачка Спарки, которая придется по вкусу как взрослому зрителю, пусть даже впервые причастившемуся к творчеству Бёртона (хотя таковых уже днем с огнем не сыскать), так и зрителю маленькому, который как минимум не впадает в панику от надгробных крестов.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».