Режиссер: Олег Фесенко
В ролях: Сергей Безруков, Антон Соколов, Анна Чиповская, Валерий Николаев, Светлана Меткина, Эрик Фратичелли, Анатолий Белый, Станислав Дужников и другие
Наполеон Бонапарт, оставив в Варшаве даму сердца – графиню Валевскую, отправляется в Россию. Дальше, как известно из истории, русская армия принимает бой у Бородино, а Кутузов спокойно сдает французам Москву. На этом историческая правда, можно сказать, заканчивается, и начинается безумная фантазия сценаристов.
Трофеем Наполеона становится корона, которую он решает преподнести в качестве подарка Валевской. Для Александра I возможность подобного развития событий – стыд и позор, и император распоряжается во что бы то ни стало реликвию вернуть. Добывать корону отправляются четыре безбашенных улана, среди которых – юный корнет Алексей Тарусов, вообще случайно попавший в уланский полк и отличившийся в Бородинском сражении.
Олег Фесенко, выступивший режиссером «Уланской баллады» – вовсе не новичок в большом кино. На его счету – в общем-то, неплохой «Час пик», сомнительная «Ведьма» и провальные «Стритрейсеры». Однако основная его стихия – телесериалы, которые у нас принято штамповать оптом. Так, товарищ Фесенко был замечен в качестве режиссера нескольких серий «Любительницы частного сыска Даши Васильевой», снятой, прости Господи, по книгам Дарьи Донцовой.
При таком резюме ждать чего-то особенного и масштабного от «Уланской баллады» было бы чересчур оптимистично. К тому же полуторачасовой хронометраж картины намекал, что настоящего исторического кино на этот раз не будет. Так и вышло, но обо всем по порядку.
Во-первых, «Уланскую балладу» самостоятельным фильмом можно назвать лишь с натяжкой. Сюжет переписан в первую очередь с «Трех мушкетеров»: сценаристы просто перенесли действие в Россию, заменили мушкетеров на уланов, а из Д'Артаньяна сделали корнета Тарусова. Впрочем, чем дальше, тем больше параллелей можно заметить: к экранизации великого романа Александра Дюма добавляется «Гусарская баллада». В середине фильма отсылки к старым добрым советским фильмам начинают удивлять своей неожиданностью. Чего стоит, к примеру, фраза «А вас, князь, я попрошу остаться», первоисточник которой не стоит даже называть. Вторичен даже саундтрек: песню «Я люблю кровавый бой» создатели позаимствовали из фильма «Эскадрона гусар летучих».
Пункт второй – батальные сцены. Возможно, Безруков действительно способен эффектно размахивать двумя саблями сразу, однако в целом битвы выглядят донельзя нелепо. Внимательный зритель может рассмотреть и расслышать множество ляпов: скажем, французский кавалерист, падая с лошади кувырком куда-то в левую часть кадра, в конце своего недолгого полета почти успевает встать на ноги – спасибо страховочным канатам. Почему такой очевидный брак остался в фильме – лично для меня загадка. Но то ли еще будет: ближе к концу фильма за свистом сабель и громом пушек при желании можно разобрать автоматную очередь.
По непонятной причине любимой фишкой режиссера «Уланской баллады» стала замедленная съемка: абсолютно все массовые батальные сцены показаны в slow motion. Уланы ме-е-едленно замахиваются саблями, французы ме-е-едленно падают с ме-е-едленных коней, пули ме-е-едленно летят по полю битвы. Да, и все это – под песню «Я люблю кровавый бой».
Впрочем, схватки один на один впечатляют: создателям фильма можно поставить плюсики за сцену драки в трактире и за драку на дирижабле. Какого черта вообще делает дирижабль в этом фильме – вопрос отдельный.
Но вернемся к сюжету, который, как мы помним, хромает на все четыре ноги. Несмотря на обилие драк, главной темой фильма является вовсе не война, а любовь. Именно из-за нее Бонапарт бросается на подвиги, именно высокие чувства толкают на безрассудства молодого корнета. Ну, а красавица Беата при других обстоятельствах могла бы гордиться собственной востребованностью у мужчин: не каждой барышне доводится получать три предложения о замужестве за один день. Однако любовного треугольника, точнее, квадрата, как такового не будет: одного соперника застрелят прежде, чем тот успеет начать борьбу за Беату, а другой сражается даже не за сердце девушки, а просто потому, что он двуличный подлец. Один лишь корнет бросается на амбразуру ради любви.
В целом, из «Уланской баллады» так и прет сериальное мышление его создателя. Кажется, будто фильм снят наспех и с первого дубля, настолько много брака в нем попадается. Почти все происходящее на экране выглядит неестественно и неубедительно. Актерская игра в большинстве случаев оставляет желать лучшего – хорошо сыграли разве что звезды вроде Безрукова, чего не скажешь о женских персонажах, порой исполняющих свои роли на уровне школьного драмкружка.
И все же далеко не вся съемочная группа фильма схалтурила при создании «Уланской баллады». Стоит отдать должное, например, продуманным до деталей костюмам героев и их количеству – пара сотен человек, одетых в военную форму образца начала XIX века, с легкостью умещаются в кадре. Особое спасибо за оружие – специалисты по реквизиту, как выяснилось, специально разыскивали оригинальные «стволы» по всему свету. Но, к величайшему сожалению, эти детали никак не могут компенсировать очевидные промахи режиссерской команды. Хотя и на это можно было бы наплевать, если бы не 200-летие Бородинского сражения, которое отмечается в этом году. Как ни крути, но «Уланская баллада» оказалась мелковата для юбилея.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»