Режиссеры: Том Тыквер, Энди и Лана Вачовски
В ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Броудбент, Хьюго Уивинг, Джим Стерджесс , Пэ Дуна, Бен Уишоу и другие.
Не так уж и часто артхаусные фильмы выходят в широкий прокат. Еще реже на подобное кино тратят девятизначные суммы. Однако в случае с «Облачным атласом» дела обстоят именно так, и громкий старт «Атласа» связан не в последнюю очередь с тем, что отцами экранизации романа Дэвида Митчелла выступили сразу три легендарных режиссера – Том Тыквер, а также Энди и Лана Вачовски.
Действие «Атласа» разворачивается одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Как будто смотришь шесть фильмов сразу, однако троице удалось избежать излишней запутанности: миры слишком не похожи друг на друга.
Итак, наш первый герой, Адам Юинг, живет в середине XIX века. Он нотариус, только что заключивший выгодную сделку для своего тестя. По пути из Австралии в Штаты Адаму нездоровится, и молодой юрист уже готовится склеить ласты прямо на корабле, из последних сил делая записи в путевом блокноте.
Вторая история – это недолгая биография композитора Роберта Фробишера. Парень испортил свою репутацию всеми возможными способами. Скажем, это сейчас быть геем в Британии вполне себе нормально, а вот в тридцатые… К тому же мэтр Вивиан Эйрс, к которому Роберт устраивается секретарем, вываливает с экрана целую кучу компромата на бедного парня, пытаясь присвоить авторство его секстета «Облачный атлас». О своих переживаниях Фробишер рассказывает в письмах своему парню, в которых, кстати, жалуется еще и на то, что не смог дочитать путевые заметки Адама Юинга.
Третья история происходит уже в 70-е. Молодая, но дотошная журналистка Луиза Рэй собирает компромат на некую нефтяную компанию. В этой части зрителей ждет вполне себе остросюжетный боевик с погонями, перестрелками и подчас ненужной жестокостью (бедный песик). В свободное время Луиза почитывает случайно попавшие к ней письма Фробишера, бережно хранимые адресатом до самой смерти.
Герой четвертого эпизода Тимоти Кавендиш живет в наши дни. Это, кстати, едиственная комедийная история во всем «Атласе». Пожилой издатель Кавендиш поднял кучу денег на публикации мемуаров местного вора в законе, который, впрочем, успел снова сесть в тюрьму прежде, чем его книгу начали покупать. Для Кавендиша это чуть не заканчивается трагедией: бедного дедушку снимает с горшка и угощает вантузом братва бандита, а его собственный брат отправляет старика в дом престарелых. Почитывая историю расследования Луизы Рэй, Кавендиш вместе с другими постояльцами строит хитроумный план побега.
В середине XXII века живет наша следующая героиня – официантка-клон Сонми-451. День за днем, по 19 часов в сутки Сонми пашет, как негр, в забегаловке «Папы Сонга», расположенной где-то в Нео-Сеуле. Из кухонного рабства девушку вызволяет ярый революционер, который показывает ей кино про издателя Тимоти Кавендиша и вербует несчастную официантку в ряды Сопротивления. О своей биографии Сонми-451 рассказывает следователю, а заодно и всему кинотеатру.
Действие шестого эпизода проходит черт знает когда, уже при новом летоисчислении. Судя по всему, Землю настигло что-то типа конца света, в результате чего на небольшом острове уцелела горстка аборигенов. Местные почитают Сонми-451 как богиню и раз в год обмениваются товарами с туристами – продвинутым народом, приезжающим на остров на футуристичной лодке. Местным противостоит племя каннибалов, которые вроде бы как готовы сожрать человека почти целиком, за исключением зубов. И эти же зубы мы видим в эпизоде с Адамом Юингом. Главный герой этой новеллы – пастух Захри, который показывает приезжей тетке дорогу на вершину горы, которую тут считают дьявольской.
В своей трехчасовой эпопее создатели умудрились обойтись минимальным количеством актеров, да каких! Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Холли Берри, Джим Стерджесс, Бен Уишоу и другие поочередно сменяют образы, как будто путешествуя во времени. Отдельный респект хочется выразить гримерам, которые умудрились сделать так, что некоторые роли «опознаются» лишь при просмотре финальных титров. При этом я не могу назвать ни одного актера, который бы плохо справился со своей задачей.
Надо сказать, что все истории, рассказанные создателями «Атласа», объединяет одна общая идея: мир вокруг нас весьма жесток, но каждый из нас имеет право на свою тихую гавань, где он будет счастлив. Для кого-то эта гавань – в теплом кресле у камина, для кого-то – в новых путешествиях, а для кого-то, увы, лишь в смерти.
Конечно, не все шесть новелл получились идеальными: какие-то из них, возможно, покажутся затянутыми. Однако создатели сумели показать продуманные до мелочей миры, а это многого стоит. Прибавить к этому великолепную работу костюмеров, гримеров, специалистов по спецэффектам и поистине волшебный саундтрек (тот самый «Облачный атлас» Фробишера) – и перед нами одна из лучших премьер года. В любом случае, стоит признать: такого масштаба фильмы выходят в лучшем случае один-два раза в год. И что еще удивительнее, «Атлас» ни в коем случае не относится к категории «кино на один раз»: слишком уж много смыслов кроется в этой потрясающей истории.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».