Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Алан Аркин, Джон Гудмен, Виктор Гарбер, Тейт Донован, Клеа Дюваль и другие
Судя по описанию, которое тиражировалось на различной предпремьерной полиграфии, зрителей «Операции «Арго» должно было ждать что-то остросюжетное, жесткое и временами жестокое. Сюда же фантазия автоматически добавляет автоматные очереди и ведра кровищи, не говоря уже о взрывающихся вертолетах.
Не тут-то было. Что меньше всего ожидаешь увидеть в «Арго», так это Дарта Вейдера, Спока, R2D2 и Чубаку. А они, как тот суслик из анекдота, есть. Но – обо всем по порядку.
Иран, середина XX века. На экране – кинохроника тех времен. Массовые репрессии, бессчисленные казни и революции. США, которые хотят во что бы то ни стало вернуть под свой контроль местные нефтяные месторождения, провоцируют революцию, в результате которой во главе страны оказывается ставленник американцев. Спустя двадцать лет правитель сбегает из страны, спасаясь от разгневанных соотечественников. В Иране начинается новая революция – кровь во имя справедливости и народной свободы льется рекой. Быть американцем в Иране теперь не просто опасно, это равноценно самоубийству.
Поворотный момент в бесконечных пикетах наступает, когда несколько тысяч демонстрантов прорываются сквозь ограждение американского посольства в Тегеране. В здании находится около полусотни сотрудников, все они становятся заложниками революционеров. Тем не менее в руки боевиков попали далеко не все дипломаты – шестерым удалось покинуть посольство и укрыться в доме канадского посла. Местные тоже не промах: в подвале посольства иранские дети собирают пазлы из личных дел сотрудников, и вскоре о сбежавших американцах становится известно революционерам.
В это время на другом конце планеты всей цвет ЦРУ ломает головы над тем, как их всех оттуда вытащить. С заложниками все понятно – эту проблему можно решить взводом спецназа. Однако шестерых беглецов спасать придется мирными методами.
В дело вступает эксперт по эвакуации Тони Мендес, который один за другим отбрасывает все предложенные варианты и предлагает такое, от чего у видавших виды чекистов начинают шевелиться волосы. Эксперт хочет снять свои «Звездные войны» – разумеется, в Иране – и следующие полчаса старательно отстаивает свою точку зрения.
Бен Аффлек, выступивший одновременно режиссером и исполнителем главной роли в «Арго», показал, что не все шпионы должны прыгать с пушками и отправлять врагов на тот свет оптовыми партиями. И за это Аффлеку отдельная благодарность: не так уж и много можно насчитать персонажей, которые решают все вопросы исключительно дипломатией и хитростью.
Удивительно, но факт: за весь фильм герой Аффлека не то что никого не убил, а даже в морду никому не дал. Ни разу. Вообще. При этом зрелищность фильма не страдает ни капли: благодаря умелой работе оператора зритель весь фильм сидит в напряжении.
О «картинке» стоит отдельно сказать несколько слов. Фильм снят не на повсеместную нынче «цифру», а на старую добрую пленку, причем при монтаже с кадрами пришлось еще немного поколдовать, чтобы добавить «благородное зерно». Плюс вышеупомянутое построение кадра, передающее ощущение просмотра кинохроники. В итоге зритель полностью погружается в 1979 год, будто на киноэкране – документальный фильм о нелегкой истории Ирана. Впрочем, отчасти это так и есть: в основу «Операции «Арго» были положены реальные события.
Конечно, идеальной реконструкции эпохи не вышло: дотошные зрители усмотрели, например, что такие-то самолеты начали летать немного позже, да и форма у морпехов не такая, какой должна быть. На самом же деле, ляпы столь незначительны, что на них можно вообще не обращать внимания.
Итог – у Бена Аффлека получилась добротная драма о том, что не всегда оружие – лучший способ решения проблем. А если присмотреться, можно увидеть и личные переживания главного героя, за каменным лицом которого скрывается мечта о тихом семейном счастье. Вот только работа никак не дает пообщаться с сыном – и кого бы там ни спасал папа, какие бы медали ему там ни вручал президент, куда ценнее для него было бы оказаться в одном ряду с Ханом Соло и Оби-Ваном Кеноби. И опыт простого спецагента Тони Мендеса показывает: чтобы стать джедаем, размахивать световым мечом вовсе не обязательно.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».