Режиссер: Джо Райт
В ролях: Кира Найтли, Джуд Лоу, Аарон Тейлор-Джонсон, Келли Макдоналд, Мэтью Макфейден, Домналл Глисон, Рут Уилсон и другие.
На второй неделе января в кинотеатрах состоялась премьера очередной «Анны Карениной», на этот раз с Кирой Найтли в заглавной роли. Роман экранизируют уже раз в двадцатый, но, судя по всему, свежая трактовка вовсе не будет последней.
Думаю, Джо Райт и его команда, приступая к съемкам, прекрасно осознавали, что показывать россиянам кино про Россию как минимум дело неблагодарное. Тем более, если речь идет об экранизации классического произведения Толстого. Но за бугром отношение к нетленкам Льва Николаевича ничуть не менее трепетное, чем у нас, так что интерес к «Карениной» со стороны кинорежиссеров вполне понятен.
Все обломалось в доме Смешариков. Супруга влиятельного чиновника Анна Каренина приезжает из Петербурга в Москву, пытаясь помирить собственного брата Стиву Облонского с его супругой Долли. Суть семейной драмы банальна: Облонский незадолго до этого успел сбегать от жены к гувернантке-француженке, жена прознала об адюльтере и видеть Стиву теперь не желает.
Примерно в то же время к Облонскому приезжает давний друг Левин, который намерен сделать предложение Кити Щербацкой, сестре Долли. Все остальное время Левин находится в своем поместье, где пытается навести порядок в собственной голове, размахивая косой вместе с простыми мужиками.
На вокзале Анна, которую, между прочим, дома ждут муж и сын, знакомится с обаятельным графом Вронским. Немногим позже они встречаются снова – на этот раз на балу. Так из череды случайных встреч начинается страстный роман Карениной и Вронского.
Как только наши герои начинают понимать, что безнадежно влюблены друг в друга, все, что хотел нам сказать Лев Николаевич, отступает на второй план. Мысль «Толстой об этом ничего не писал» не слишком навязчиво лезет в голову ровно до того момента, когда Каренина начинает облизывать графу Вронскому усы.
Конечно, ни к чему хорошему эти отношения привести не могут: высший свет не прощает подобного поведения. И пока одни бросают косые взгляды на Анну за ее безрассудное поведение, другие с видом доброжелателей рассказывают Алексею Каренину о похождениях его жены. Печальный итог этой истории знает каждый.
Говоря о свежей экранизации «Анны Карениной», хочется отметить ровно два момента: прекрасные костюмы и замечательную постановку танцевальных сцен. С образами героев, на наш взгляд, не все так гладко: Стива Облонский чересчур комичен, Вронского моя коллега Оля обозвала «соплецом» (то есть сопляк и подлец в одном флаконе), а Левин вообще вызывает недоумение самим фактом своего существования в фильме, ибо не тянет на образец счастливой семейной жизни и полноценное противопоставление главным героям. К актерской игре Киры Найтли претензий практически нет, но, пожалуй, лучший образ во всем фильме – это Алексей Каренин, роль которого блестяще сыграл Джуд Лоу.
Джо Райт не стал сильно переосмысливать содержание романа. Вместо этого режиссер уделил куда больше внимания подаче материала, выбрал весьма оригинальный (для кино) способ донести идею до зрителя.
Все действие разворачивается на театральных подмостках. В кадре то и дело мелькают надписи «Левая кулиса» или «Противопожарный занавес». Декорации меняются прямо на глазах у зрителя, перенося героев из одной обстановки в другую. Да что там обстановка – вся Москва, включая перрон вокзала и Собор Василия Блаженного – это тоже не более чем декорации, на фоне которых бушуют страсти героев. И даже трава, которую полфильма косит Левин, тоже растет на сцене театра.
«Каренина» по версии Райта – скорее киноспектакль, чем художественный фильм в привычном понимании этого слова. Здесь много вальсируют и взглядами говорят больше, чем словами. Возможно, в этой театральности и зарыт главный секрет фильма: все притворство, кроме чувств Карениной и Вронского.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».