Режиссер: Том Хупер
В главных ролях: Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хатэуэй, Аманда Сайфред, Эдди Редмэйн, Хелена Бонэм Картер, Саша Барон Коэн, Аарон Твейт, Саманта Баркс и другие.
Франция, начало XIX века. Жана Вальжана, без малого 20 лет назад укравшего булку, условно-досрочно освобождают с каторги. Однако долгожданная свобода не приносит ему должной радости: вместо того, чтобы спокойно жить, как честный человек, Вальжан вынужден каждый месяц отмечаться в полиции. Его паспорт – пожелтевший листок бумаги – служит ему по сути волчьим билетом: никто не рискует брать на работу вора.
В отчаянии Жан Вальжан крадет столовое серебро в соборе, в котором находит приют, но тут же попадается полиции. Тем не менее, епископ не держит зла на Вальжана, а напротив – вручает ему в довесок пару подсвечников, чтобы на вырученные деньги тот смог начать честную жизнь. Спустя восемь лет жизнь Вальжана круто изменилась. Отныне его зовут Мадлен, он работает мэром французского городка и владеет фабрикой.
На этой же фабрике работает молодая женщина по имени Фантина. Случилось так, что Фантина остается без работы, пускается во все тяжкие и в конце концов погибает, оставив после себя дочь Козетту. Вальжан чувствует ответственность за судьбу ребенка и выкупает девочку.
Еще девять лет спустя судьба сводит Вальжана и Козетту со студентами, которые готовятся к восстанию. Где-то рядом бродит тот самый полицейский, у которого в свое время отмечался Вальжан. Он единственный, кто знает правду о прошлом главного героя; все эти годы он пытался поймать Жана, ибо вор, говоря словами Глеба Жеглова, должен сидеть в тюрьме. Все эти события происходят на фоне разгорающегося народного недовольства, которое в итоге перерастет в восстание и баррикады на парижских улицах.
«Отверженные» Тома Хупера – это экранизация одноименного мюзикла, поставленного 33 года назад по одноименному же роману Виктора Гюго. Герои классической книги переходят на киноэкран далеко не впервые, и, в принципе, Хупер не сказал нам ничего нового. Да и чем можно удивить зрителя, снимая сотую экранизацию великого романа, не прибегая при этом к «свободным трактовкам»?
И все же «Отверженные» стоят того, чтобы потратить на просмотр два с половиной часа. Во-первых, это блестящий актерский состав в лице Хью Джекмана, Рассела Кроу, Энн Хатэуэй, Хелены Бонэм Картер и других. Во-вторых, все музыкальные номера в фильме были исполнены живьем на съемочной площадке. В-третьих, создатели не поскупились ни на декорации, ни на массовку. Продолжать можно до бесконечности.
Но есть еще один момент, о котором я не могу умолчать. Несмотря на то, что Голливуд в последнее время начал все активнее экранизировать классику (взять хотя бы ту же «Каренину»), результаты как правило, оставляют желать лучшего. Но если в «Карениной» каждый второй герой непонятно зачем вообще появился в кадре, то в «Отверженных» режиссеру удалось показать не только действие, но и отразить характеры каждого персонажа.
Вот, скажем, Жан Вальжан, скрывающий свое прошлое, но оставивший в себе способность к состраданию. Или инспектор Жавер – человек долга и чести, хоть эта бескомпромиссность и закончилась для него трагически. Или парочка аферистов Тенардье, готовых на все ради денег и не привередливых в способах заработка.
Фильм получился очень эмоциональным от начала и до конца. Как бы пафосно это ни звучало, боль и страдания персонажей захватывают зрителя полностью. И – раз уж это мюзикл – все, что хотят донести до нас герои, они делают с помощью песни: каторжники, вытягивающие корабль на берег; Фантина, поющая о своей мечте; маленькая Козетта, рассказывающая о волшебной стране; Гаврош, вдохновляющий участников восстания не сдаваться; сами революционеры, забравшиеся с флагами на баррикады. И пусть история получилась немного затянутой, фильм Тома Хупера заслуживает аплодисменты публики и мешок «Оскаров». Пожалуй, слово «шедевр» будет не слишком большим преувеличением, особенно если учесть, что качественное историческое кино без всяких там режиссерских трактовок и свежих прочтений сегодня уже почти никто не снимает.
Да, «Отверженные» – это не тот фильм, на который можно сводить девушку или всю семью. И уж совершенно не тот, на котором можно разгрузить голову и почавкать попкорном. Однако посмотреть его стоит даже в том случае, если вы ненавидите Гюго, мюзиклы, фильмы продолжительностью свыше двух часов и тяжелые драмы. Хотя бы из-за грандиозной первой сцены и великолепного финала.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».