Режиссер: Хуан Антонио Байона
В ролях: Наоми Уоттс, Юэн МакГрегор, Том Холлэнд, Сэмюэл Джослин, Оакли Пендергаст, Марта Этура, Шенке Меринг, Плой Хиндачоте, Жомжаои Сэ-Лим и другие.
Конец декабря 2004 года. Большая семья – муж, жена и трое детей – отправляется в Таиланд на Рождество. Новый отель, уютный номер, пляж в тридцати шагах – что еще нужно для тихого семейного отдыха?
На третий день всю эту курортную идиллию накрывает страшная волна. Следом стихия наносит еще один удар: все, что минуту назад выглядело морским раем, сейчас больше похоже на морской ад. Сломанные деревья и рухнувшие столбы; мертвые животные и люди; обломки досок и осколки стекол; плач ребенка из проплывающей мимо разбитой машины; грязная вода, доходящая по крыш уцелевших домов... Это одновременно реальность и ночной кошмар, который еще долго будет преследовать невольных участников трагедии.
«Невозможное» – вовсе не фильм-катастрофа, хотя все необходимые для этого элементы в нем присутствуют. Однако Хуан Антонио Байона, выступивший режиссером фильма, вовсе не ставил перед собой цель развлечь или напугать зрителя кадрами разгула стихии. Фильм получился не о цунами как таковом, а о людях, которые в одночасье оказались совершенно одни в полностью разрушенном мире.
Но есть одно «но». «Невозможное» основано на реальных событиях. На реальных, подчеркивается в начальных титрах, событиях. Соответственно, и у главных героев фильма есть прототипы – испанская семья, пережившая цунами и чудом сумевшая найти друг друга в этом море человеческих трагедий. В конечном итоге у Байоны получилась тяжелая, но при этом трогательная и добрая история.
Надо сказать, игра практически каждого актера, занятого в «Невозможном», заслуживает всяческих похвал. И если Наоми Уоттс и Юэн МакГрегор, исполнившие роли семейной пары, – неоспоримые профессионалы своего дела, то дети, снявшиеся в этом фильме, ни отстают от старших коллег ни на шаг. Особо хочется отметить юного Тома Холланда – в «Невозможном» он исполняет роль старшего сына Лукаса, который на время вынужден взять на себя обязанности главы семьи, пытаясь одновременно успокоить маму, помочь другим пострадавшим найти родных, узнать хоть что-то о судьбе отца и братьев – и при этом не сдаться. В целом, именно Лукаса можно назвать главным героем всей этой истории – и совершенно зря его имя не указано первым в списке актеров. Хотя, что и говорить – лицо парня присутствует далеко не на всех постерах к фильму...
Нельзя не отметить еще один факт, на первый взгляд малозаметный. Это атмосфера, которая царит в центрах эвакуации. Практически все, несмотря на боль и панику, остаются доброжелательными, искренне пытаются помочь ближним, сопереживают чужому (или все-таки общему?) горю, делают все возможное, чтобы никто не потерялся в этом муравейнике, в который превратилось побережье. Но в большинстве случаев у них есть лишь три слова, чтобы успокоить друг друга – «Думай о хорошем».
Единственный отрицательный герой за весь фильм – это беспощадная и всеразрушающая стихия. Байона – спасибо ему за это – не стал показывать обратную сторону трагедии, в частности, мародеров, которые неизбежно сбегаются на место происшествия. Обошлось и без излишней натуральности – расчлененки и кишков в фильме нет. Впрочем, особо впечатлительным зрителям от просмотра лучше воздержаться: происходящее на экране слишком крепко берет за душу.
Съемочная группа сумела показать весь ужас происходящего так, что зритель полностью погружается в события 2004 года. Мало того – кадры, где Мария пытается выплыть на поверхность, заставляют невольно задерживать дыхание, лишь бы не задохнуться вместе с героиней. И даже суровым мужикам будет стоить больших усилий сдержать слезы в эпизоде, где герой Юэна МакГрегора пытается дозвониться до своих родных. «Сильных» эпизодов в «Невозможном» предостаточно: каждый кадр выстраивался с учетом того, чтобы показать масштабы нахлынувшей на тайское побережье трагедии. Вот камера показывает бесконечные ряды завернутых в ткань мертвых тел – взрослых и детских. Конечно, все это делает фильм довольно тяжелым, но от этого – не менее достойным просмотра.
В этом есть немалая заслуга оператора, хотя в некоторых эпизодах дергающаяся камера немного раздражает. Впрочем, хорошо, что «картинка» не скатилась в модный нынче мокьюментари. Снять подобное, не надевая на зрителей 3D-очки – еще одно подтверждение тому, что кинематограф все еще является важнейшим из искусств и существует не только в качества фона для хруста попкорном.
Добавлю, что просмотр «Невозможного» оставил двойственное впечатление от увиденного. Во-первых, фильм – из разряда тех, которые смело можно назвать шедевральными, но пересматривать гарантированно не захочется. Во-вторых, в ближайший год вы вряд ли захотите провести отпуск на море. К тому же, остается один риторический вопрос: а как повели бы себя руссо туристо, насквозь пропитанные олл-инклюзивом, окажись они в схожей ситуации?
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».