Режиссер: Джон Мур
В ролях: Брюс Уиллис, Джай Кортни, Себастьян Кох, Юлия Снигирь, Сергей Колесников, Мэри Элизабет Уинстэд, Амори Ноласко и другие.
Джон Макклейн, как обычно отпускной, развлекается в полицейском тире, где его находят новости про сына, которого наш герой вслед за сценаристами как-то в последнее время упустил из вида. Сынок в поте лица трудится на ЦРУ и в настоящее время помещен в московское сизо. Там он пытается спасти мир посредством вызволения старого мафиози, который хранит у себя компромат на своего давнего подельника. Обычная для картины непрекращающаяся стрельба открывается уже на десятой минуте, когда подрывается здание суда, и Макклейн-младший пускается в бега вместе с ценным заключенным. А за ними вдогонку – Макклейн-старший, который всю дорогу пытается приобнять сына и нашептать ему кучу нежных слов (фигурально).
Беготня по московским улочкам внезапно перерастает в случайное путешествие до Припяти, где в тайном сейфе хранится тот самый компромат. Сюжет закручивается, бандиты наглеют, мир на волоске от опасности...
...Макклейн всё ещё пытается приобнять сына. Правда, в решающий момент таки скажет, что в их семье это не принято.
Для того, чтобы посмотреть пятого «Крепкого орешка» и не умереть, требуются действительно крепкие орешки. Российскому зрителю – крепкие вдвойне, поскольку речь пойдет о Чернобыльской катастрофе и залежах оружейного урана в Припяти, из-за которого в восемьдесят шестом и бабахнуло. На дворе нынче год 2013-й, а над якобы виноватым в той аварии только-только начался суд масштабов процесса Pussy Riot: вся страна на ушах, агенты ЦРУ снуют туда-сюда, легко маневрируя между парней с автоматами, а тут ещё и американский папаша...
Брюс Уиллис то ли по старой памяти ввязался в пятый фильм, то ли контракт обязал, но картина вполне могла обойтись без него. Знаете ли, одно дело гулять по Гарлему с расисткой табличкой на голом пузе, и совсем другое – догонять какого-то высосанного из пальца сына с требованием присоединиться к семье, в которой с одной стороны как-то не принято оказывать друг другу знаки внимания, а с другой – вроде как неудобно бросать в беде. Хотя, какая там, опять же, беда: спецагент на задании, всего-то. Но Макклейн упорно бегает из угла в угол, подставляя свой стареющий зад под пули и сетуя на то, что у него всё-таки отпуск. Тут, конечно, традицию не нарушишь.
Но вот все остальные сюжетные аспекты... Божечки, такое ощущение, что на рождение изысканной истории пятого «Крепкого орешка» значительно повлияла легализация марихуаны в штате Калифорния. Правда, пока в лечебных целях, но глядя на состояние жанра современного боевика, сценаристов этой части Голливуда лечить нужно было еще в прошлом веке. Ну, правда: какому здравомыслящему человеку придет в голову: а) вообще трогать тему Чернобыля; б) трогать её так дилетантски. Понятно, что художественный вымысел, но, как говорится, если бы да кабы, бабушка была бы дедушкой.
Наплевав на серьезные ошибки в сценарии, создатели решили сделать основную ставку на невероятную реалистичность сцен с вертолетными обстрелами и гонками на броневиках по Садовому. На вооружение были взяты какие-то невероятно дорогие и современные камеры, патроны были боевыми, вертолет не нарисованным, а в роли сталинской многоэтажки – сталинская многоэтажка. Круто, конечно, выглядит, только толку от этой роскоши ноль: Макклейн уже не в майке, сын на сына как-то не похож, фирменная ухмылка подернулась паутиной, а единственная на всю картину девка постоянно погружена в противозаконные дела и демонстрировать чресла не собирается.
«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» вполне способен разочаровать давних фанатов франшизы. Картина даже не старается быть хоть капельку похожей на ранние серии и выпускает Уиллиса, как чертика из табакерки, разве что поглазеть, удержит он на себе весь этот поток сознания, или нет. Тут, впрочем, на любителя: в последнее время старичок отлично смотрится и на втором плане; с другой стороны, его не хватает. Конечно, не такого, чтобы стрелял, улыбался и спасал мир направо и налево, а чтобы как у Шьямалана, с драмой на лице и носовым платком в кармане. Вот такой Уиллис – гораздо симпатичней. А тот, молодой, за которого пытаются его выдать, – оставался бы в восьмидесятых. И умирать бы не пришлось.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».