Режиссер: Саша Джерваси
В ролях: Энтони Хопкинс, Хелен Миррен, Скарлетт Йоханссон, Тони Коллетт, Дэнни Хьюстон, Джессика Бил и другие.
Устав от цветного высокобюджетного кино, которое завсегда добудет для Paramount миллионы, Альфред Хичкок, для своих просто Хитч, проявляет нездоровый интерес к роману Роберта Блоха «Психо». Жена Альма считает, что это бульварное чтиво не заслуживает экранизации, студия не дает на съемки денег, а цензоры заняли позу относительно отдельных сцен, однако Хитч не унывает. Он закладывает дом.
Получив свои «восемьсот тысяч, плюс-минус», режиссер приступает к съемкам своего знакового проекта, в котором после премьеры критики обнаружат исключительное мастерство. Впрочем, бюрократические и психологические препоны, которые приходится преодолевать Хитчу в процессе подготовки к съемкам и на самих съемках, эту исключительность не предвещают.
Голливуд вступил в тот прекрасный возраст, когда может снимать успешное кино про самого себя. Чем жизнь людей «за кадром» хуже той, которую проживают громкие исторические личности, о которых наснимали уже десять полок биографических лент? Нужно только накопать какой-нибудь примечательный сюжет: и иногда, пока никто не видит, такой сюжет находится. В какой-нибудь брошюре из серии «Жизнь замечательных людей».
В «Хичкоке», фильме, снятом по книге, снимают фильм по книге. Авторы ленты заостряют внимание на той части биографии великого Хитча, в которой он перечеркивает все тренды тех лет, те, что сам успешно и задавал, и уходит в сторону воистину кинематографического метода. Впрочем, глобального акцента на съемках «Психо» не делают: большую часть времени Хичкок организует проект, отпускает едкие замечания в адрес студийных продюсеров, которым не нравится сцена с унитазом, следит за своей женой, которая предается увеселительным прогулкам с бездарным Уитфилдом Куком, и страдает обжорством. Через события того времени зрителю показывают любовь Хитча к холодным блондинкам, к бесстыжему подглядыванию за переодевающимися дамами через дырку в стене, к собственным героям-психопатам, которые являются ему в кошмарных снах и холодном бреду внезапно свалившей мастера болезни.
С сотворением «Психо» Хичкок, обладатель разностороннего опыта в области кино, находит свой знаменитый угол зрения на жанр триллера, который ему успешно удастся протащить через свои последующие шесть лент. Наблюдать за тем, под каким впечатлением, в каком настроении пребывал Хитч во время кастинга, съемочного процесса и монтажа, небезынтересно: на постановку отдельных сцен влияла то глубокая уверенность в художественном вкусе, то одномоментные эпизоды, которые мастер подмечает и аккуратно складывает в какое-нибудь специальное отделение своего мозга. Работа в таком стиле – творчество, как оно есть: без суеты, без паники; только спокойный поиск и склейка того, что большинство коллег Хичкока в то время посчитало бы негодным рабочим материалом.
Конечно, не похвалить актерский состав более чем глупо. С учетом того, что сниматься в декорациях шестидесятых, и играть при этом сплошь культовых личностей, по-настоящему прикольно, команда не забылась. Хопкинс очень круто ходит пингвином и пучит глаза, Миррен очень круто отучает его от бухла, Йоханссон очень натурально визжит. Комедия, да и только. Если бы не действительно сложная паутина чувств, которая опутывала всех участников и случайных свидетелей тех съемок.
«Хичкок», несмотря на непростую тематику и наличие сложных драматичных сцен, – кино непринужденное, самодостаточное и в меру легкое, чтобы быть понятным рядовому зрителю. Глобально картину можно считать промо антиквариатного «Психо», который входит в золотой фонд кинематографа, и с которым знаком не каждый современный зритель. Еще глобальнее – тоской по тем временам, когда Грейс Келли была молодой, Хичкок – безумным, а в коридорах крупнейших студий Голливуда писалась история. И, если уж совсем по правде, «Хичкок» – история о людях дела, которые не позволяли этим самым студиям топить будущие шедевры в финансовых амбициях.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».