Режиссер: Майкл Хоффман
В ролях: Колин Фёрт, Кэмерон Диаз, Алан Рикман, Стэнли Туччи и другие.
Гарри Дин (Фёрт), измученный субординацией искусствовед медиамагната Шабандара (Рикман), решается на немыслимую аферу с целью изящного грабежа своего босса. Имея в наличии неповторимую подделку Моне «Стога на закате», в теории утраченную после Второй мировой, Дин собирается авторитетно всучить её Шабандару за немыслимые деньги. Для того, чтобы жертва клюнула, Дин разыскивает некую Пи-Джей Пузновски (Диаз), чей отец якобы лично вывез картину из коллекции Геринга, после чего о ней никто ничего не слышал. За полмиллиона фунтов Пузновски соглашается помочь герою, однако с самого начала всё идет не по плану: девчонка оказывается чересчур техасской, чтобы деликатно вести дела, а Шабандар оказывается еще большей сволочью, чем казалось.
В первую очередь «Гамбит» – всё-таки картина братьев Коэн, и уже во вторую – ремейк одноименной комедии 1966 года с Майклом Кейном в роли Гарри Дина. Фактически Коэны заимствовали общую канву оригинала, всё остальное доработав по своему разумению, то есть в лучших традициях «Невыносимой жестокости», «Игр джентльменов» и подобных картин, где жажда приключений переплетается с неподходящими условиями и окончательно ставится в тупик эксцентричными выходками жертв. А уж о том, что абсолютно все герои «Гамбита» немного не в себе, и их обыденное поведение в той или иной степени иллюстрирует отклонение от нормы, говорить будет лишним.
Пара Фёрт-Диаз в этом смысле очень любопытна: медлительный англичанин, который то ли в самом деле идиот, то ли просто прикидывается, и неуемная американка в ковбойке и розовых трусах, которой не только не место в гостинице Savoy, но и в самом Лондоне, который лицам, щиплющим кур, формально ничего предложить не может. В центре конфликта этих двоих – напыщенный Рикман, один только вид которого выдает в нем большого оригинала и еще большего засранца, но засранца умнейшего, иначе такие миллионы у него нипочем бы не завелись. Наконец, особняком стоит персонаж Туччи: едва нанятый куратор, призванный подтвердить подлинность «Стогов на закате» и в перспективе сменить несмышленого Дина. Бедняга общается на корявой помеси английского и немецкого и воображает себя чуть ли не величайшим экспертом по Моне.
Вся эта компания в вольной расстановке блуждает то по особняку Шабандара, то по кабакам, а однажды даже весь вечер бегает по коридорам самого дорогого отеля города с целью то ли отыскать штаны, то ли своровать вазу эпохи Мин, то ли ввести в заблуждение распорядителя. При этом герои часто переговариваются, много тупят, но как-то по-особенному, что называется, в традиционном английском стиле. Вот, собственно, и всё кино.
С учетом того, что Коэны в последнее время углубляются в жанровое кино, срубая одну награду за другой именно за обновление тематических условностей (вестерна в «Железной хватке», шпионского детектива в «После прочтения сжечь»), нынешний «Гамбит» – не более, чем разминка в перерыве между играми в большое кино. С одной стороны, в картине есть всё, чтобы понравиться типичному коэновскому зрителю, который как минимум способен на протяжении полутора часов удерживать свое внимание на экране, не переключая его на ведро с поп-корном.
Но, с другой стороны, найдется с десяток картин в схожей эстетике, включая оригинал 66 года, которые уделывают «Гамбит» по всем пунктам. Как и качественная подделка Моне, картина недурна, но едва ли представляет художественную ценность и дипломированным киноведам будет только резать глаза. Впрочем, для обычного зрителя эта информация излишняя: когда криминальная комедия, да еще и с именами такой величины в титрах, была плоха?
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».