Режиссер: Эрик Рошан
В ролях: Жан Дюжарден, Сесиль Де Франс, Тим Рот, Эмили Декьенн, Владимир Меньшов, Алексей Горбунов, Максим Виторган и другие.
Просмотр «Мебиуса» на выходных совершенно неожиданно пересекся с новостями о смерти олигарха Бориса Березовского. В фильме Эрика Рошана свой олигарх – русский бизнесмен Иван Ростовский, очень сильно напоминающий опальных эмигрантов в Соединенное Королевство.
Спецслужбы подозревают Ростовского в отмывании денег, но никак не могут поймать за руку. Между тем сделки олигарха исчисляются астрономическими суммами, и именно этот факт все не дает покоя ФСБ, ЦРУ и прочим неравнодушным ведомствам с трехбуквенными названиями.
Очередную сделку Ростовского берется проводить симпатичная блондинка Элис. В прошлом девушку пинками выгнали из Штатов за то, что именно ее стараниями обанкротился банк Lehman Brothers. Сейчас она в Европе и готовится играть по-крупному.
В подготовку мероприятия вмешиваются спецслужбы, которые делают Элис предложение из тех, от которых отказываться невежливо. С этого момента, говоря на следственном жаргоне, девушка превращается в Крота, увешанного с головы до пят жучками. Спецоперацию по разоблачению Ростовского готовит некий Моисей – брутальный небритыш из ФСБ.
Совершенно случайно – хотя, случайно ли? – Моисей и Элис знакомятся друг с другом и в тот же вечер оказываются в одной постели. Случайный секс перетекает в серию встреч, о которой в свое время узнает подручный Ростовского по фамилии Коржов.
Элис ничего не знает о своем любовнике, да и Моисей, кажется, всего лишь увлечен... Но не все так просто: спецоперация требует неразборчивости в методах, но сердцу не прикажешь: Элис и Моисей влюбляются друг в друга.
Как ни крути, а французский кинематограф очень сильно отличается от американского приемами, сценарными ходами, монтажом, звуком... В итоге там, где у американцев звучало бы что-то торжественно-симфоническое, французы включают русский церковный хор.
Впрочем, «Мебиус» – фильм по-настоящему интернациональный. Среди актеров – коренной парижанин Жан Дюжарден (Октав из «99 франков»); британец Тим Рот (доктор Лайтман из «Теории лжи»); наш человек Владимир Меньшов, который вообще не нуждается в отдельном представлении. Список можно продолжать, но стоит отметить лишь одно: актерский состав, как и уровень игры, достоин восхищения.
Знаменитая лента Мебиуса всплывает в фильме лишь когда Моисею рассказывают правду о его миссии. Суть в том, что человек, двигаясь по ленте прямо, сам не замечает, как переходит на обратную сторону. Что это означает применительно к нашему герою – куда интереснее узнать из фильма.
Любителей экшена и получасовых перестрелок ждет разочарование: на протяжении почти двух часов фильма ни один из героев не сделает ни единого выстрела; горы трупов не будет; легендарного взрывающегося вертолета – тоже. Единственную жертву замочат голыми руками, но и этот момент нельзя назвать самым зрелищным в фильме.
И все же «Мебиус» захватывает настолько, что невольно пытаешься уловить каждое движение – лишь бы ничего не пропустить. И действительно, фильм не из тех, что можно смотреть одним глазом: здесь постоянно происходит что-то важное и малозаметное, поэтому наблюдать за происходящим на экране приходится, не отвлекаясь на попкорн.
Чем-то такой стиль – когда в кадре нет ни погонь, ни драк, но при этом картинка не отпускает ни на секунду – напоминает недавнюю «Операцию Арго» Бена Аффлека. Однако, в отличие от «Арго», где главной идеей была мысль «дипломатия и хитрость», в фильма Рошана нет ни того, ни другого – сплошное коварство и шпионаж с неповторимой и неожиданной развязкой.