Режиссер Эрик Беснар
В ролях: Жан Дюжарден, Жан Рено, Валерия Голино и др.
Говорят, в мире насчитывается 12 сюжетов, под которые подпадают все произведения литературы. Сквозными в них становятся типы персонажей, которые через века несут свои привычки и характер в читательские и зрительские массы.
Примером такого утверждения может служить один из героев французской премьеры, состоявшейся в развлекательном комплексе «Мегаполис», – «Отпетые мошенники». Его имя переводится на русский язык как «наличность». Парня зовут Кэш.
Он мошенник с большой буквы, не страдающий отсутствием фантазии: именно поэтому его аферы, не претендуя на глобальность, венчаются успехом. А вот от брата Кэша в свое время фортуна отвернулась, и ценой тому стала его жизнь. Время идет, но Кэш не забывает старых обид и решает отомстить убийце брата. Благо, у него есть друзья, готовые помочь в любом деле. Великий Комбинатор XXI века разрабатывает план... чтобы от него отказаться. Но не перестает добывать незаконными способами средства для безбедной жизни, не раз и не два переходит дорогу бандитам, но пока успевает от них оторваться. До поры до времени. В один из таких моментов современный Остап Бендер провансальского розлива невольно обзаводится Шурой Балагановым в лице симпатичного лейтенанта полиции с «ягодным» именем Молина.
Теперь эта француженка с печальными глазами будет сопровождать героя до финала. Еще Кэш, как и положено брутальному мужчине, увивается за аппетитной красоткой Гаранс (Алис Таглиони), не забывая попутно обирать жителей местных Нью-Васюков. Это не Рио-де-Жанейро, – читается в его выразительных французских очах, когда могущественный отец Гаранс (Жан Рено) заставляет его купить мягкую игрушку – любимого дочерью бегемота – за 18 тысяч «зеленых».
«Я расскажу, в чем твоя проблема, – покровительственно улыбаясь, заявит парню отец. – Ты работаешь без размаха…», – и предложит участвовать в ограблении века.
С этого мгновения начнется новый виток спирали сюжета с тысячью неизвестных. Полюса успеют не раз поменяться друг с другом местами за время течения картины. Мушка прицела беспорядочно взметнется с одной жертвы на другую. «Вот ведь закрутили», – удивленно скажет спустя какой-то час мужчина своей подруге, сидевшей позади меня, выходя из кинозала «Мегаполиса».
В самом деле, кто виновник интриги, развернувшейся перед нами? Кэш – воришка мещанских credit cards? Или его мечта – сексапильная красотка Гаранс, в мгновение ока превратившаяся в прожженную картежницу с сигарой в зубах и сомбреро на непослушной шевелюре русых волос? Ее отец или невольная напарница Кэша – представитель Интерпола в шикарном вечернем платье?.
До последней секунды зритель не сможет разгадать этот паззл. Он, на удивление, каждый раз вроде как прекрасно складывается: части головоломки безупречно подходят друг к другу. Но в следующее мгновение оказывается, что альтернатива все же существует.
Со стопроцентной уверенностью в фильме можно поверить лишь в одно: «камни, которые нигде не зарегистрированы, не существуют. Значит, бриллианты, которых нет, украсть попросту нельзя». Но так же очевидно и то, что драгоценности обязательно кому-то достанутся, а кто-то из персонажей останется в дураках. Можно спорить на что угодно: финал не оправдает ни одной вашей догадки.
Как только вы увидите его, сразу появится желание вернуть фильм чуть назад, хотя бы секунд на пятнадцать: мысль слегка не успеет за режиссерской задумкой. Паззлы в этой точке времени не сойдутся. «Так не может быть», – подумаете вы и попытаетесь построить логическую цепочку сюжета. Бесполезно. Ляпы есть, но вы не успеете их заметить. Режиссер попросту играет с нами, со зрителями. Он прекрасно знает, куда гнет свою линию. Легко, изящно, с почти неуловимой иронией играет с теми, кто находится по ту сторону экрана. Его-то герои прекрасно понимают, в какую переделку угодили. Пожалуй, кроме одного, который в финале трансформирует крик Кисы Воробьянинова над тещиным гарнитуром в истеричный рык над пустым дипломатом без бриллиантов на фоне бирюзового моря.
Парадокс: при всем том, что сюжет в приближении к реальности оставляет желать лучшего, игра актеров придает премьере особый характер. Они реальны. В отличие от спайдерменов и хеллбоев, к которым мы так привыкли за последнее время, они играют не только бицепсами и словами.
Французы пользуются всем арсеналом средств, дарованных природой человеку, чтобы выразить свои эмоции. Хорош в роли второго плана Жан Рено. Обаятелен Жан Дюжарден в роли Кэша. Неунывающий, безрассудный и самое главное – живой, не нарисованный, он готов поделиться со зрителем своей любовью к жизни. Попробуйте вкусить ее, не исчезая из пыльного мегаполиса: стоит лишь заглянуть на премьеру «Отпетые мошенники» в любой из кинотеатров города.