Всего лишь за пару недель безобидное, в общем-то, имя Сэнди cтало ассоциироваться с бешеным разгулом стихии. «Вот оно, началось», – тут же затараторили убежденные знатоки и любители календаря майя, предрекающего, что жить нам с вами осталось от силы полтора месяца. Ураган тем временем продолжал набирать обороты и за короткое время успел оставить без жилья сотни тысяч людей, около 200 человек погибли.
В Соединенных Штатах стихия бушует ежегодно, на чем не устают кормиться киношники. Впрочем, фантазия сценаристов, продюсеров и режиссеров отлично работает и при полном штиле: в конце концов, погода способна расправиться с некоторой частью человечества не только с помощью ветра. Не будем также исключать извержения вулканов, землетрясения, ледниковый период и тому подобное – за все время существования кино обнаружилось достаточно способов уничтожить все живое без участия инопланетян. Представляем вашему вниманию несколько фильмов, которые дали понять всему миру, что с силами природы тягаться бесполезно. Впрочем, может показаться, что дело не в разгуле стихии, а в том, что все фильмы-катастрофы – это соревнования между режиссерами в дисциплине «Кто сильнее разнесет планету».
Пик Данте (1997)
Разрушения, по мнению кинематографистов, не обязательно должны захватывать всю планету. Даже Нью-Йорк с Лос-Анжелесом могут спать спокойно: локальный конец света в этот раз наступил в малюсеньком городке Пик Данте, где совершенно некстати проснулся вулкан.
Ученый-вулканолог Гарри Долтон отправляется в глушь, чтобы в тишине и спокойствии заниматься исследованиями сейсмоактивности. Рутинную «текучку» прерывают тревожные погнозы: просмотрев полученные данные, Долтон обнаруживает, что город со дня на день будет смыт потоком раскаленной лавы.
Как обычно и бывает, правительство полностью проигнорировало сообщения вулканолога. Одна лишь мэр городка Рэйчел Уондо решила пойти навстречу ученому и заодно нашла в нем спутника жизни.
Фильм-катастрофа, снятый Роджером Дональдсоном, хоть и не провалился в прокате, но и особых доходов создателям не принес. По иронии судьбы, все внимание зрителей ушло на «Звездные войн», которые как раз вышли в повторный прокат. Не помогло даже участие Пирса Броснана, едва сбросившего шкуру агента 007. Впрочем, позже кинокритики распробовали творение Дональдсона, но все-таки указали создателям на некоторые огрехи в сценарии и довольно глупые сюжетные повороты. Хотя, откуда нам знать, как могут развернуться события в действительности?
Послезавтра (2004)
Создатели фильма «Послезавтра», судя по всему, вдохновлялись новостями о глобальном потеплении. Именно оно стало причиной природных катаклизмов, обрушившихся на весь мир. По сюжету фильма, растаявшие от повышенной температуры воздуха ледники остудили Мировой океан, в результате чего климат на всей планете резко изменился. Тяжко приходится не только США, но и остальным странам: в то время как на одном краю земли выпадают гигантские градины, на другом бушуют многочисленные торнадо. Температура воздуха резко падает, и погода заставляет героев фильма в экстренном порядке искать в своих субтропиках теплую одежду.
Как и в «Пике», и во многих других фильмах, внимательный ученый пытается предупредить правительство о надвигающейся катастрофе. Примерно то же самое сообщают и из космоса.
Пока чиновники надеялись, что все обойдется, на западном побережье Соединенных Штатов обрушиваются невиданной силы смерчи. Даже в Сибири стремительно холодает – вплоть до минус ста градусов (предполагаю, что на этом моменте российские зрители перестают скептически смотреть на замерзающих актеров).
Впрочем, Роланд Эммерих в своем творении удивил публику не только рекордно низкой температурой воздуха («Что ж не ноль кельвинов?» – так и хочется спросить режиссера), но и весьма экстравагантным способом спасения от мороза. И в то же время это сам мороз предстает эдаким монстром, который буквально наступает героям на пятки и уничтожает все, что попадается на его пути.
2012 (2009)
Эммерих не дотерпел каких-то три года до описываемых событий и выпустил на экраны еще один глобальный фильм-катастрофу. На этот раз объектом вдохновения стал календарь майя, который никто в глаза не видел, зато все знают, что в нем написано.
По задумке режиссера, природные катаклизмы провоцирует положение планет, которые вдруг выстроились в одну линию и начали негативно влиять на происходящее на планете. Благодаря этому Эммерих по полной программе разгулялся по всем возможным неприятностям: на Земле бушуют ураганы, гремят землетрясения, извергаются вулканы, но хедлайнером этого фестиваля выступает грандиозное цунами, которое грозится смыть все, что только возможно. В отличие от библейской истории про Ноя, в «2012» на ковчег берут не тварей парами, а кого угодно за скромную плату – всего-навсего полтора миллиарда зеленых за проезд.
Пока снаружи километровые волны смывают все, что только можно, в пучине морской бултыхается ковчег с богатеями. Компанию им составляют главные герои, которые пытаются не только спасти себя, но и борются с несправедливостью.
Фильм, кстати, получился весьма глобальным, однако режиссер слишком уж увлекся темой «последней секунды». Идет волна – герои укрываются от нее в последний момент. Рушится мост – герои проскакивают его в последний момент. Взрывается вертолет... В общем, продолжать можно до бесконечности. Но что удивительно – вроде всю планету разнесли в пух и прах, а кино заканчивается хэппи-эндом. Такой вот неисправимый оптимизм.